Главная | География | Часовой пояс | Климатические условия | Название и истоки | Смоленское княжество |

Смоленск - история, общество, экономика
Новости

Экономика

Политика

Даты

История

Общество

Личности

Культура

Производство

Смоленск - город России

Обширная информация о городе

Сегодня 24.05.2018 г.

Параграфы раздела

Статистика ресурса


Кочевники и связи культур (стр. 2)

Б.А. Фролов, доктор исторических наук

Вот несколько примеров, показывающих, как быстро преодолевались столь огромные расстояния и как, в сущности, тесен был мир еще в эпоху гомеровских героев и их современников — кочевых скотоводов Великой Степи. На колесницах, подобных колеснице Ахилла, мчались по равнинам и пустыням к Индии племена ариев; колесницы той же конструкции достигают вместе с кочевниками и нынешней пустыни Гоби.

Наскальные рисунки древних кочевников в Гоби, на Алтае и в Восточном Казахстане почти столь же неожиданно, как с античными колесницами, знакомят нас с другими сюжетами гомеровского эпоса и изобразительного искусства эгейского мира (образы быкоголовых людей, упряжки из козла и собаки, быка и лошади и т. п.).

В этих периферийных районах цивилизованного мира той поры существовали своя развитая мифология, собственные эпические поэмы и символические сюжеты искусства, сопоставимые с античными. До сих пор остается загадочным один из сюжетов древнегреческой мифологии, повествующий о рождении Аполлона: лебеди, прилетевшие с далеких Рипейских гор (так древние греки называли Уральский хребет), сделали семь кругов над местом его рождения, затем впряглись в колесницу и унесли сидящего на ней солнечного бога на север. Если же учесть, что к Уралу прилегали районы древнего расселения кочевых ираноязычных племен, а лебедь и медведь (в образе медведицы греки почитали сестру Аполлона — богиню Луны и охоты Артемиду) — это типичные образы архаической мифологии и древнего искусства в том же регионе Урала, проясняются наиболее вероятные пути древних контактов двух мифологических традиций, южной и северной, так же как и совпадение этой символики с древнеиндийской, изображающей Солнце в виде тройного золотистого лебедя.

Кстати, именно в южных районах Урала и к северу от Аральского моря кочевали воинственные сарматы, которые, по легендам древних греков, были детьми скифов и амазонок, ушедшими на восток от Причерноморья. Легенда намекала на тайну, но не раскрывала ее. А вот о чем свидетельствуют результаты раскопок советских археологов.

В сарматских погребениях чаще всего женщинам отведена самая почетная центральная часть кургана. Их захоронения обычно богаче, чем у мужчин, боевое оружие рядом с усопшими почти в 20% случаев принадлежало женщинам, порой их сопровождали даже мужские жертвоприношения. В сравнении со скифами весь быт сарматов был значительно беднее, общество их было раздроблено и часто раздиралось междоусобными противоречиями, вооруженными столкновениями, в которых нередко участвовали женщины, вооруженные мечом и луком со стрелами. Это, очевидно, и служило благодатной почвой для распространения легенд о конных воительницах, нападавших на скифов.

Как теперь выяснилось, сарматы говорили на том же языке, что и скифы, а в IV в. до н. э. они переправились через Дон, вторглись в Скифию, разрушили города Боспорского царства, затем достигли Дуная.

Закованные в броню сарматские конники появляются в Закавказье, в Малой Азии и даже на Британских островах в составе занявшей их римской армии. Среди многочисленных сарматских племен самыми победоносными становятся аланы, наиболее вероятные предки современных осетин. Вот почему более 30 географических названий в современной Франции включают слова «сармат» или «алан», хотя последний аланский король Аддак еще в 418 г. погиб, сражаясь с вестготами в Испании. А в хрониках времен Карла Великого повествовалось об участии амазонок в сражениях на территории Западной Европы и указывалось их местонахождение на землях древних германцев. Более того, современные филологи выявляют сходные мотивы в рыцарском эпосе времен короля Артура и в эпосе кавказских народов - нартском.

Возможно, один из символов, наглядно иллюстрирующих контакты древних цивилизаций, — это образ крылатого коня, широко распространенный в мифах кочевников (вплоть до киргизского эпоса о Манасе) и напоминающий об античном Пегасе.

А вот другой пример. Шумерские жрецы 5 тыс. лет назад в земледельческом календаре отметили важный момент: на весеннем небосводе как раз в ночь перед началом сева последний раз сияет уходящее за горизонт созвездие Плеяд (или звезда Быка, как его называли шумеры) и созвездие Кассиопеи (звезда Оленя), а в зените находится созвездие Льва с яркой Царской звездой (Регул). В искусстве это астральное явление, важное для земледельцев, изображалось как победа Льва над Быком или Оленем. Это ключ к расшифровке одной из типичных сцен (терзание львом копытного травоядного животного (обычно быка или оленя) в произведениях скифо-сибирского «звериного» стиля, особенно в художественных изделиях саков.

С другой стороны, в старинных индийских эпических сказаниях «Махабха-рата» и «Рамаяна» повествуется о карте звездного неба не так, как видели ее древние жители Индостана, а какой она представала взорам аборигенов приполярных (севернее 55° с. ш.) районов Северной Азии:например, с семью звездами Большой Медведицы, не заходящими за горизонт в течение долгой зимней ночи и описывающими круг с центром у Полярной звезды, расположенной в зените. И напротив, характерная прежде всего для южных цивилизаций символика Солнца, связанная с лошадьми и колесницей (в Индии, Греции и т. д.), оказалась органической частью архаических представлений о мире у нганасан Таймыра, селькупов и кетов в низовьях Енисея, у юкагиров Чукотки.

Смысл этих загадочных до недавнего времени явлений проясняется, наконец, в результате анализа конкретных исторических событий, главным действующим лицом в которых выступали кочевые племена и народы Евразии, активно контактировавшие как с южными земледельческими цивилизациями, так и северными племенами охотников.

На севере Китая, в Монголии и Забайкалье в начале нашей эры особенно заметную роль играли племена гуннов, объединившиеся в союз государственного типа. Ежегодно гунны получали дань от китайского императора: рис, просо, шелк, парчу, хлопок. Затем южные гунны подчинились Китаю, а северные под непрерывным натиском соседей двинулись на запад, покоряя одни племена, оттесняя другие и втягивая в свой союз третьи.

В IV в. н. э. эта лавина кочевников подошла к границам Европы. Так началась еще одна эпоха великого переселения народов, с которой были связаны резкие и глубокие перемены в судьбах многих государств, в мировом историческом процессе.

Об этих сложных проблемах, издавна волновавших человечество, шла речь на состоявшемся в октябре 1987 г. в Алма-Ате советско-французском симпозиуме «Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций», организованном АН СССР, АН КазССР и Национальным центром научных исследований Франции. Ему предшествовал выход в свет ряда фундаментальных научных трудов, в том числе коллективной монографии «Центральная Азия. Новые памятники письменности и искусства» (М.:Наука, 1987) под редакцией академика Б. Б. Пиотровского и члена-корреспондента АН СССР Г.М. Бонгард-Левина, ставшее итоговым изданием в рамках проекта ЮНЕСКО по изучению цивилизаций Центральной;Аэии.

К началу ...



11
1
ГлавнаяНовостиЭкономикаПолитикаДатыИсторияОбществоЛичностиКультураПроизводство
© 2006 - 2010, GSI