Главная | География | Часовой пояс | Климатические условия | Название и истоки | Смоленское княжество |

Смоленск - история, общество, экономика
Новости

Экономика

Политика

Даты

История

Общество

Личности

Культура

Производство

Смоленск - город России

Обширная информация о городе

Сегодня 16.07.2018 г.

Параграфы раздела

Статистика ресурса


Кочевники и связи культур

Кочевники и связи культур

Б.А. Фролов, доктор исторических наук

Древнегреческий историк и географ Страбон отмечал, что, когда кочевники пытались перенять образ жизни своих цивилизованных соседей, это почти всегда сопровождалось переменами к худшему, ибо вопреки первобытным традициям суровые номады степей, подражая горожанам, также начинали думать о роскоши, удовольствиях и уже не брезговали никакими средствами ради обогащения.

Конечно, древние историки, которые так свысока смотрели на «варваров», многого не знали из того, что стало достоянием современной науки благодаря археологическим раскопкам, особенно интенсивно проводившимся в последние десятилетия. Например, выяснилась общность многих элементов культуры на огромных пространствах евразийских степей от Дуная на западе до Великой Китайской стены на востоке. Здесь, на территории протяженностью более чем 7 тыс. км среди плодородных равнин, предгорий и горных пастбищ формировался и целое тысячелетие (VII в. до н. э. — III в. н. э.) существовал сложный конгломерат схожих между собой скифских культур. Пожалуй, самым ярким свидетельством их духовной близости стало искусство: золотые, серебряные, бронзовые изделия, дорогие ткани, орнаментированные, как принято говорить, в скифо-сибирском «зверином» стиле. То предельно реалистически и даже натуралистически подробно, то с безудержной фантазией древние мастера сплетали в замысловатых композициях фигуры хищных зверей и птиц, оленей, горных козлов и других представителей животного мира, вплоть до крошечного степного кузнечика.

С 1947 г. раскопки советских археологов в курганах Горного Алтая — как раз там, где, по мнению Геродота, кочевали воинственные племена саков, — привели к ряду открытий, получивших всемирную известность. В глубинных слоях вечной мерзлоты сохранились в действительно первозданном виде тысячелетия пролежавшие ковры, расписанные ярчайшими красками, войлочные одежды, тончайшие шелковые ткани погребенных саков и даже их тела, на кожу которых была нанесена редкостная по тонкости и изощренности татуировка, точно выполненная по канону скифо-сибирского стиля.

Но даже на фоне этих удивительных находок поразительным для ученых всего мира стало открытие казахских археологов в кургане Иссык, расположенном в 50 км к востоку от Алма-Аты: начатые в 1969 г. раскопки одной из 45 земляных пирамид (их высота колебалась от б до 15м) обнаружили погребение древнего сака, называемого теперь в мировой науке «золотым человеком Иссыка». В гробнице, срубленной из вековых стволов тянь-шаньской ели, вместе с вождем покоилось более 4 тыс. золотых изделий: от полного парадного доспеха (по нему впервые удалось целиком воссоздать облик сакского воина) до статуэток, перстней и других украшений. Здесь многое совпадало со свидетельствами древних историков и вместе с тем несло в себе огромный массив информации, им недоступной и ранее неизвестной.

Так, поистине уникальна одна из серебряных чаш, сопровождавших «золотого» воина в последний путь: на ее поверхности явственно проступали тонко вычерченные знаки. Древняя надпись? Но ведь до сих пор ни одного намека на существование письменности в скифо-сакском кочевом мире не встречалось во всей огромной литературе, ему посвященной. Между тем загадочный рисунок по всем признакам напоминает письменное сообщение: он состоит из двух строчек, образованных 26 условными знаками. Среди них специалистам по древним письменам Востока удалось выделить 16 не похожих друг на друга по начертаниям. Ученые склоняются сейчас к мнению, что надпись на иссыкском сосуде была выполнена на основе неизвестной до сих пор алфавитной системы. В таком случае кто был ее изобретателем? И о чем она должна была поведать современникам или потомкам? Эти и многие другие вопросы, связанные с находками в Иссыке, сейчас тщательно изучаются специалистами, и далеко не на все из них можно пока ответить окончательно. Пожалуй, наиболее очевидный и неоспоримый в свете иссыкских и алтайских материалов (кстати, в юго-восточных районах Алтая около 160 курганов III—V вв. н. э. с интереснейшими находками в погребальных срубах из лиственниц, заполненных льдом, исследовали в последние годы археологи Института истории, филологии и философии СО АН СССР) вывод заключается в том, что общественная история саков и скифов, их социально-политическое и культурное развитие, их роль в истории сопредельных народов и государств были гораздо ярче и значительнее, чем представлялось 10—20 лет назад. Мобильность этих степных кочевников, четкая военно-политическая организация (позволявшая, между прочим, обеспечить быстрые перемещения больших масс населения на огромные расстояния), регулярные торговые и культурные связи с различными земледельческими цивилизациями на границах степного пояса Евразии, безусловно, способствовали расширению контактов, плодотворному взаимовыгодному обмену материальными и духовными ценностями многих народов Востока и Запада, Юга и Севера. Углубленный анализ этого историко-культурного феномена на базе последних археологических данных по-новому освещает некоторые загадочные или не вполне ясные явления всемирной истории и истории отдельных народов на большей части Евразии.

Читать далее ...



11
1
ГлавнаяНовостиЭкономикаПолитикаДатыИсторияОбществоЛичностиКультураПроизводство
© 2006 - 2010, GSI
Туры по казани в казани по материалам to-kazan.ru.|Провод СИП 4 4х16 Со склада в Королеве!|электрические полотенцесушители energy отзывы